Аккорды (табулатуры)

Главная | Аккорды (табулатуры)
  Содержание страницы:
  1. Когда берешь гитару в руки...
  2. Правая рука: Бой
  3. Правая рука: Бас-Аккорд-Бас-Аккорд
  4. Ритм или головная боль
  5. Правая рука: Перебор
  6. А как быть с левой рукой?
  7. Табулатуры аккордов

Когда берешь гитару в руки...

    Гитара - очень удобный инструмент. При своем красивом, певучем звучании на ней очень легко научиться играть. По крайней мере научиться аккомпанимировать. Даже если ты еще не умеешь играть, не знаешь ни одного аккорда - при помощи этого раздела ты сможешь за час научиться играть как минимум одну песню! Дерзай!;)

Правая рука: Бой

    Во-первых, хочу тебя предупредить - фраза "играть боем" не значит, что по струнам нужно колотить так, что они вот-вот порвутся!!! С гитарой, как и с любым музыкальным инструментом, нуждо обращаться аккуратно, нежно. Как с девушкой. Извлекаться звук нужно либо при помощи медиатора, либо: при движении руки вниз ногтем указательного пальца, вверх - большого. Ни в коем случае не бейте по струнам всей пятерней! Это только расстроит ваш инструмент. Для начала советуем тебе отработать технику боя, не используя пока левую руку.

    Один выполненный ход аккомпанемента состоит из 8 равных временных промежутков. За один ход ты поднимаешь и опускаешь руку 4 раза: 4 раза вниз, 4 раза вверх. Вот самый простой способ ведения аккомпанемента:

вниз ВВЕРХ вниз ВВЕРХ вниз ВВЕРХ вниз ВВЕРХ



    Это самый просто и универсальный способ игры боем. Однако он подходит далеко не ко всем песням, кроме того со смогими песнями он может звучать ужастно и будет говорить о твоей непрофессионатьности и даже об отсутствии слуха :(
    Для того, чтобы аккомпанемент был красив, в него добавляют "паузы", или движение руки НЕ прикасаясь к струнам. Вот пример:

вниз _ _ _ _ _ вниз _ _ _ _ _ вниз _ _ _ _ _ вниз



    Как видно из этого примера, мы "бьем" по струнам только в таком случае, когда рука движется вниз! Поднимая руку вверх каждый раз, мы отрываем ее от струн. Попробуй отработать это упражнение! Только прошу еще раз - "бьем" - в переносном значении; на самом деле мы аккуратненько проводим 2-мя пальчиками и наслаждаемся звучанием.

    Кстати говоря, медиаторами пользоваться новичкам не советую - за неотработанной плавностью движений кроется жестокое бреньчание и рвание струн.

    У меня есть для тебя 2 новости. Плохая - этот способ тоже никуда не годится. Хорошая - есть практически универсальный и везде подходящий способ боя! Он достаточто сложен для запоминания, однако он - есть беспроигрышный вариант! Отработай его до автоматизма. Главное, не обделяй вниманием паузы! Старайся, чтобы они не сбили тебя с ритма.

вниз _ _ _ _ _ вниз ВВЕРХ _ _ _ _ _ ВВЕРХ вниз _ _ _ _ _


Кстати говоря, полезно во время игры потихоньку отстукивать такт ногой.

Если ты уже отработал такой способ ведения аккомпанемента, то поедем дальше. В принципе возможно придумывать различные способы бренчания, предела фонтазии музыканта здесь нет, однако главное - не сходить с ритма и чтобы исполнение было созвучно с песней.

Правая рука: Бас-Аккорд-Бас-Аккорд

    Теперь будем учиться аккомпанементу Бас-Аккорд-Бас-Аккорд. Это очень интересный способ, однако не стоит им сильно увлекаться - он опять же подходит не ко всем песням. Допустим именно таким способом следует играть Шоферов Орленка.

    Сначала определимся каким пальцам на каких струнах суждено играть, а каким нет (естественно правой руки;) ). Большому пальцу достается самая трудная работа - ему достаются верхние (самые толстые) 3 струны. Их всех называют басовыми струнами. Естественно тебе не придется играть все 3 струны сразу одним пальцем! В этом и нет необходимости. Один аккорд - 1 басовая струна. Какая? Обычно это самая высокая, которую можно сыграть в том или ином аккорде. Однако для красоты, играя 1 аккорд, желательно чередовать 2 любых "разрешенных" басовых струны. Следующим ходом будет извлечение из 3 нижних струн 3 звука тремя пальцами одновременно. Считая, что 1-я струна - нижняя, играем трезвучие так: 3 струна - указательный палец, 2 струна - средний, 1 струна - безымянный. Мизинец, если заметили, отдыхает.

    Итак, играем Бас - Трезвучие - Бас - Трезвучие и так далее. Пожалуйста, отработай это движение до автоматизма - чтобы смог играть не глядя на руку.

    Теперь чуточку усложним задачу - будем чередовать 2 басовые струны (6-ю и 5-ю): Бас(5 струна) - Трезвучие - Бас(6 струна) - Трезвучие - Бас(5 струна) - Трезвучие - Бас(6 струна) - Трезвучие и так далее. Заиграй это упражнение "до дыр" - нужно играть не сбиваясь и не глядя на руку. Куда глядеть - будет еще. ;)

Ритм или головная боль

    Теперь научимся играть перебором. Это, пожалуй, самый красивый вид аккомпанемирования.

    Практически все песни делятся на два вида: те, которые играются на РАЗ-два-три, РАЗ-два-три (как вальс) и те, которые играются на РАЗ-два-три-четыре. Большими буквами обозначены сильные доли, маленькими - слабые. Это как ритмические ударения - в стихотворениях такие тоже есть. Почти всегда ритмические ударения совподают с ударной гласной буквой в слове. Именно поэтому, чтобы получилось хорошее стихотворение нам нужно соблюдать не только наличие рифмы, но и ритма.

    Итак, есть два основных ритма - 3 доли (1 сильная, 2 слабых) и 4 доли (1 сильная 3 слабых) Давай посмотрим на примере 2-х песен как эта ритмика проявляется.

ИзгИб гитАры жЕлтой тЫ обнИмешь нЕжно,
СтрунА оскОлком Эха пронзИт тугУю вЫсь.


    У ритма этой песни 3 доли. Каждая жирная буква - это сильная доля. Сильная доля это "раз". Попробуй мысленно отсчитывать такт (а лучше всхлух) этой песни. Если у тебя есть чувство ритма - это будет совсем не сложно.

    Теперь рассмотрим песню, которая играется на 4 доли.

Под нЕбом голубЫм есть гОрод золотОй
С прозрАчными ворОтами и Яркою звездОй.


    Здесь так же как и в прошлом примере сильные доли выделены жирным шрифтом ("РАЗ"). Попробуй постичать про себя параллельно песне РАЗ-два-три-четыре, РАЗ-два-три-четыре и так далее. Теперь попробуй посчитать на РАЗ-два-три. Не получается? Вот именно таким, эксперементальным способом и определяется ритм в песне.

Правая рука: Перебор

    Перейдем теперь к нашему перебору. Гитаристы условились обозначать пальцы на правой руке так:

p - большой палец
i - указательный палец
m - средний палец
a - безымянный палец

    Так уж повелось, что мизинец не учавствуем СОВСЕМ. С левой рукой немного иначе:

1 - указательный палец
2 - средний палец
3 - безымянный палец
4 - мизинец

    У левой руки не учавствует большой палец, так как он охватывает гриф гитары с обратной от струн стороны и не может учавствовать в игре в силу комплекса причин. ;) Лады обозначаются так:

I - 1-й лад
II - 2-й лад
III - 3-й лад
IV - 4-й лад
V - 5-й лад
и т. д....

    Считается, что первый лад находится на конце грифа, там где колки. А теперь несколько схем переборов (один такт - 2 струны):

3-тактный ритм:
p i m a m i
p m i a m i

4-тактный ритм:
p i m i a i m i
p i m i a m i m
p i m i a m i a
    Одна буква - один палец, щипнувший соответствующую струну. Напомним, что "р" цепляет одну из трех верхних (4, 5 или 6) струн, фактически самую верхнюю "разрешенную" для игры аккорда. В каждом аккорде есть хотя бы одна разрешенная для звучания басовая струна. "i" играет 3 струну, "m" играет 2 струну, "а" играет 1 струну. Попробуй отработать основные переборы - они выделены жирным шрифтом. Хоть для начала будет сложно играть их бегло - старайся отыграть эти переборы так, чтобы ты мог играть любой из 2-х переборов не смотря на пальцы и не промазывая по струнам. Попробуй отработать упражнения с 6-й струной, затем с 5-й, с 4-й. Потом попробуй чередовать басовые струны - 6 с 5, 5 с 4, 6 с 4. Нужно делать это много и часто, чтобы играть на гитаре легко и непренужденно, себе в удовольствие и на зависть друзьям. Помни: гениальность - 99% работы и 1% таланта.


А как быть с левой рукой?

    Ну, а теперь самое сложное и интересное - аккорды. Или "левая рука". Тут нужно просто строго следовать картинкам, которые вы увидите ниже. Сейчас же я приведу несколько советов и объясню как понимать схемы трезвучий (табулатуры).

    Во-первых, остриги ногти на левой руке или играй аккуратно, не прикасаясь ногтями к струнам и к пластиковой поверхности под струнами на грифе (иногда она бывает деревянной, преимущественно на старых гитарах). Это очень сильно изнашивает инструмент, ты не поверишь... Ну, при частой игре, разумеется. В противном случае через некоторое время твой инструмент будет выглядеть очень, хм... некрасиво. Во-вторых, не бросай тренеровки и не бей тревогу, когда через час зажимания струн у тебя заболят кончики пальцев, а через 3 часа посинеют. Это естественно. И это пройдет. Если ты будешь через боль (кстати говоря, очень терпимую) и дальше продолжать зажимать струны... Нет, пальцы у тебя не отвалятся.;) Кожа станет чуть более жесткой, пережив стадию некрасивых мозолей. Мозоли пройдут, но боли ты больше чувствовать не будешь. Кстати говоря, если ты месяц так поиграешь на гитаре, а за тем вдруг забросишь и через год решишь снова поиграть - скорее всего и через год, и даже через два болеть пальцы практически не будут. Главное не прекращай тренеровки.

    А теперь перейдем r расшифровке табулатур. Вот 2 примера - первый - трезвучие ля-минор (Am), второй - си-минор(Hm):
Am
Hm


    Струны - горизонтальные 6 линий. Разделители ладов - вертикальные. Нижняя струна на рисунке - высшая на гитаре. То есть рисунок - фактически гриф гитары, вид сверху. Жирная точка на струне означает, что эту с струну в данном ладу необходимо зажать пальцем. Каким пальцем? В большинстве случаев это и так понятно, так как иначе нельзя никак;) Тем не менее палец можно увидеть параллельно струне слева . В случае, если на картинке изображены лады начиная от первого, то это можно определить по двойной жирной линии, изображающей конец грифа . Если лады идут не с конца гитары, то по изображению видно, что струны продолжаются влево и дальше, а то, какие лады - видно сверху . Две жирных точки, соединенных толстой линией - называется барэ. Значит, что все струны, по которым оно проходит должны быть зажаты 1-им пальцем - первым (указательным). Прием сложный и требующий тренеровки. Если какую-то струну играть НЕ НУЖНО - об этом оповестит значок , разположенный на соответствующей струне. Преимущественно он располагается на одной из 2-х верхних струн, либо на обоих одновременно.

Табулатуры аккордов

А вот и сами аккорды.
C
До мажор
Cm
До минор
C7
До септ
D
Ре мажор
Dm
Ре минор
D7
Ре септ
Dm7
Ре минор септ
E
Ми мажор
Em
Ми минор
E7
Ми септ
Em7
Ми минор септ
F
Фа мажор
Fm
Фа минор
G
Соль мажор
Gm
Соль минор
G7
Соль септ
G6
Соль секст
Gm6
Соль минор секст
A
Ля мажор
Am
Ля минор
A7
Ля септ
Am7
Ля минор септ
Asus2
Ля мажор с секундой
Am(G)
Ля минор (бас G)
B
Си бемоль мажор
Bm
Си бемоль минор
H
Си мажор
Hm
Си минор
H7
Си бемоль минор
F#
Фа диез мажор
C#dim7
До диез доминант септ :D

Приятной игры!;)
Нашел ошибку? Неправильно подобран аккорд? Проблемы с копирайтом? Пиши сюда!
© Designed and made by Shadrin Denis . All rights reserved.
Hosted by uCoz